МБОУ "Новоаганская ОЗШ"
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижнвартовский район, пгт Новоаганск
  • Работа с одаренными детьми

    «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
    Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
    В.А.Сухомлинский

            Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

    Особенности работы с одаренными детьми в школе

          Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

    Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

    • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
    • функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
    • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

    Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

          Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

           Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором - конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.

           Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

    Некоторые педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, делай из них, что хочешь. Но это далеко не так легко, как кажется. Легко может быть тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.
     

    Формы работы с одарёнными детьми.

    1. Развитие творческих способностей.

    а) Классно - урочная работа – это творческое добывание знаний, развитие мыслительных способностей.

     Учащиеся работают в парах, группах. Создаётся на уроке ситуация познавательного затруднения, когда необходимо самим решать проблему. Даются разноуровневые задания, включаются задания повышенной сложности, научно - исследовательского уровня. Проводятся опыты, выполняются творческие задания. Дискуссии.

    б) Индивидуальные занятия.

    В работе с одарёнными учащимися важен личностно - ориентированный подход, максимальное раскрытие и развитие индивидуальности ученика по предмету, который он сам выбирает. Каждый ребёнок уникален и неповторим, необходимо заниматься лишь тем, что интересно ученику. Важно не усвоение знаний, а накопление личного опыта и умение использовать накопленный опыт. Это и будет подготовка к олимпиадам, викторинам, интеллектуальным марафонам, конференциям школьного и районного уровня и т.д.

    в) Внеурочная деятельность – это групповые занятия.

    Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удаётся реализовать на традиционном уроке, а именно:

    - развитие концентрации внимания

    -развитие мышления

    -тренировка внимания

    - тренировка слуховой памяти

    - тренировка зрительной памяти

    - совершенствование мыслительных операций

    - совершенствование воображения

    - развитие логического мышления

     г) Предметные недели.

    Для одарённых учащихся это возможность для получения новых знаний, их преобразованию, применению, углублению и расширению по конкретному предмету. Стимулирование к самостоятельной творческой деятельности. Во время предметной недели проводятся: олимпиады, викторины, творческие конкурсы, сочиняют стихи, сказки, рисуют газеты, картины, играют в словесные игры, КВН, пекут пироги и т.д.

    д) Проектная деятельность.

    Учащиеся занимаются проектной деятельностью с 1класса. Проектный метод – это обучение через «делание». Учащиеся самостоятельно ставят учебную проблему, собирают информацию, решают проблему, делают вывод. У одарённых учащихся потребность в исследовательской и поисковой активности, что позволяет погрузиться в творческий процесс. Нужно поощрять ребёнка за оригинальные идеи, не сдерживать инициативу. Результатом проектной деятельности учащихся является участие в школьной научно-практической конференции, а затем в районной.

    Ежегодно для выявления и раскрытия творческого и интеллектуального потенциала и поддержки одарённых ребят проводится ряд мероприятий:

     

    АНКЕТА СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЁНКА

    С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, Вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребёнок. Ниже перечислены 8 областей, в которых ребёнок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

    Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на число вопросов в этой области. Попробуйте составить графическое изображение способностей Вашего ребёнка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте 8 областей способностей, на вертикальной -  отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей Вашего ребёнка. Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь Вам при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребёнка. Если Вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.

    Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):

    5 баллов – такое качество сильно выражено у Вашего ребёнка;

    4 балла – выражено выше среднего;

    3 балла – выражено средне;

    2 балла – слабо выражено;

    1 балл – совсем не выражено.

    СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ

    1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
    2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
    3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
    4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и чётко записывает то, что слышит).
    5. Интересуется актёрской игрой.
    6. меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
    7. после уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
    8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
    9. пытается выяснить причины и смысл событий.
    10. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
    11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

    1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
    2. Хорошо поёт.
    3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
    4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
    5. В пении или музыке выражает чувства, своё состояние.
    6. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
    7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
    8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

    1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
    2. Интересуется механизмами и машинами.
    3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприёмников.
    4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
    5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
    6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
    7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ

    1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
    2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то знакомом и известном всем.
    3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
    4. Рассказывая о чём-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
    5. Выдирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
    6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускают основной линии событий, о которых рассказывает.

    АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

    1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
    2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию
    3. Передаёт чувства через мимику, жесты, движения.
    4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
    5. С большой лёгкостью передаёт чувства и эмоциональные переживания.
    6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

    СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ

    1. Энергичен и производит впечатление ребёнка, который нуждается в большом объёме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
    2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
    3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
    4. Бегает быстрее всех в классе.
    5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
    6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
    7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, теннис, футбол.

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

    1. На занятиях всё легко и быстро схватывает.
    2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
    3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
    4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
    5. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
    6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
    7. Быстро понимает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
    8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники ни догадываются.
    9. У ребёнка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
    10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
    11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
    12. Задаёт много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
    13. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
    14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
    15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

    1. На его рисунках и картинах – большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
    2. Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
    3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток).
    4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
    5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создаёт вещи, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
    6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
    7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своём рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
    8. Любит работы с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трёх измерениях.

     

    В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

    1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

    2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

    3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

     4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

    5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметныхсвязей в индивидуальной работе с учащимися.

    Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

    1) своевременная диагностика возможностей;

    2) адекватное содержание воспитания;

    3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;

    4) побудительная деятельность учителя.

            Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Я считаю, чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем развивать их способности, необходимо использовать современные образовательные технологии. В своей практике я использую следующие образовательные технологии:

    • технология проблемно-диалогического обучения;
    • технология проектно-исследовательского обучения;
    • технология дифференцированного обучения;
    • технология продуктивного чтения;
    • игровые технологии;
    • ИКТ;
    • обучение в сотрудничестве (групповая работа);
    • портфолио учащихся.

    Очень  важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Важно предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочную и внеурочную деятельность я строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Особое внимание я уделяю детям, которые испытывают затруднения в обучении.          Стараюсь создать условия, чтобы такой ребенок мог проявить себя в других сферах деятельности – спорте, искусстве. Побуждаю и родителей к тому, чтобы они предоставили ребенку возможность заниматься в кружках, секциях, студиях.  

            Хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться»    Закончить свою статью я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:

    «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie